Приостановка предоставления того или иного вида услуг является одной из мер воздействия на неплательщика и, как все подобные процедуры, должна выполняться в строгом соответствии с нормами законодательства. Главные правила нужно знать не только специалистам обслуживающей организации, но и потребителям, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Рассмотрим, при каких обстоятельствах недобросовестный плательщик может оказаться, например, без электричества и, что не менее важно, кто может лишить его этого блага цивилизации.
В пункте 25 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь перечисляются все коммунальные услуги: горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро-, теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В статье 10 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» не менее конкретно говорится, что «коммунальные услуги оказываются исполнителем потребителю постоянно, за исключением перерывов, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи, а в отношении электроснабжения — за исключением перерывов, предусмотренных законодательными актами».
Одной из причин таких перерывов (пункт 2.3) является задолженность по оплате услуги, но приостановить ее оказание в предусмотренных законом случаях может только исполнитель. То есть если потребитель имеет задолженность по оплате электроэнергии, то отключить энергоснабжение может только служба Энергосбыта.
Энергоснабжающая организация вправе приостановить подачу электрической энергии гражданину, имеющему задолженность за два расчетных периода и более и не погасившему эту задолженность в течение 5 рабочих дней после получения письменного предупреждения.
И все-таки жилищно-коммунальные организации тоже имеют отношение к электроснабжению, поскольку являются исполнителями основной жилищно-коммунальной услуги «техническое обслуживание жилого дома». Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 12 утвержден перечень таких работ и их периодичность. В части электроснабжения перечисляется целый ряд обязательных мероприятий. Так, например, раз в год необходимо проверить заземление поэтажных квартирных электрощитков, изоляцию оболочки кабеля, по мере выявления устранять незначительные неисправности электропроводки и др.
Оказание услуг по техническому обслуживанию жилого дома осуществляется в рамках типового договора, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99. В том числе речь идет о содержании в исправном состоянии внутридомовых инженерных систем электроснабжения: «сетей от вводного распределительного устройства до отключающей и защитной аппаратуры, установленной в индивидуальном этажном (квартирном) электрощитке, либо до контактного соединения ответвления электропроводки в квартиру группового этажного электрощитка».
При этом согласно подпункту 4.2 указанного типового договора исполнитель вправе «в случае наличия задолженности потребителя по плате за услугу по техническому обслуживанию жилого дома в порядке, установленном законодательством, принимать меры к ее взысканию, а также уменьшать объем предоставляемых услуг до полного погашения задолженности потребителем».
Понятно, что из-за одного неплательщика коммунальники не могут отказать в обслуживании всему дому, но в соответствии с типовым договором имеют право уменьшить объем предоставляемых услуг, исключив отдельные виды, касающиеся непосредственно проблемного жильца. Например, не обслуживать сети от этажного электрощитка до ввода в квартиру.
Впрочем, это не единственный вариант призвать к ответственности недисциплинированного собственника. Граждане вносят плату не за каждую отдельную услугу, а с учетом всех потребленных жилищно-коммунальных услуг, указанных в извещении. Таким образом, несвоевременное или в неполном объеме внесение платы, согласно извещению, приводит к образованию задолженности по всем услугам, а не по конкретной из них (кроме услуг энергоснабжения).
И, по сути, коммунальники имеют право приостановить любую из услуг в зависимости от того, что на данный момент более доступно технически. Например, в арсенале многих организаций есть системы, позволяющие перекрыть канализацию в отдельно взятой квартире. Поэтому лучше не доводить до крайности, и своевременно рассчитываться и с организациями ЖКХ, и с энергетиками.